Рремонтировал помпу мтз течет
Конструкция водяной помпы МТЗ 82(80): неисправности и ремонт узла
Насос в системе охлаждения дизельного двигателя создаёт принудительную циркуляцию жидкости, тем самым ускоряет теплообменные процессы, обеспечивая оптимальный рабочий тепловой баланс агрегату. Нарушение работы помпы ведёт к перегреву двигателя, что является причиной ускоренного износа цилинропоршневой группы и газораспределительного механизма дизеля. Снижение скорости циркуляции жидкости может привести к пиковому перегреву дизеля и заклиниванию аварийному деталей. Агрегаты серии Д 240 трактора МТЗ 80(82) оснащены насосом центробежного типа встроенным в водяную рубашку блока. Узел размещён в передней части дизеля и получает привод от шкива коленчатого вала через клиноремённую передачу со скоростью вращения, в номинальном режиме, до 2600 об/мин. Одновременно с приводом помпы на шкив узла смонтирован вентилятор, вращением которого ускоряется поток воздуха через охлаждающий теплообменник радиатора.
Устройство помпы
Узел собран в отлитом чугунном корпусе 14, состоящем из двух отделений: водяной части в виде улитки, где установлена крыльчатка 9 насоса; масляной — с двумя опорными подшипниками вала 4. Улитка фрезерованной соединительной поверхностью крепится через прокладку к блоку тремя болтами, объединяя рабочую нагнетательную полость помпы с продольной магистралью водяной рубашки блока цилиндров.
Крыльчатка посажена на выточки вала и зафиксирована торцевым болтом через шайбу и уплотнительное резиновое кольцо. Водяная полость улитки с крыльчаткой отделена от масляной полости узла перегородкой и уплотнением, герметичность которого обеспечивается текстолитовой шайбой 12, прилегающей к тщательно притёртому торцу упорной втулки запрессованной в корпус, а также поджатой пружиной 8 резиновой манжеты 11, заключенной в обойму.
Созданное вращением крыльчатки разрежение всасывает охлаждающую жидкость из патрубка, идущего от нижней банки радиатора. Захватываемая лопастями жидкость из приёмной камеры улитки с ускорением поступает в блок, принимая тепло от цилиндров.
Вал помпы вращается на двух шарикоподшипниках установленных в масляном отсеке корпуса, изолированном с внешних сторон сальниками 13,16. Осевое перемещение наружного подшипника и вала ограничивает стопорное кольцо 6, установленное в выточке корпуса. Смазка подшипников осуществляется через маслёнку 7 в верхней части корпуса. На переднюю часть вала через шпонку 3 установлена фланцевая ступица 2, к которой присоединён приводной шкив 5 и вентилятор 1. Дренажное отверстие снизу корпуса, отводит наружу просочившуюся жидкость через уплотнитель крыльчатки. Появление течи через отверстие является сигналом о нарушении уплотнения.
Версии узла производства Минского Тракторного Завода, начиная с 1987 года выпуска, отличаются от выше описанной конструкции: диаметром вала; усиленными опорами вращения на подшипниках с закрытыми сепараторами без уплотнительных сальников; водяная полость изолируется фибровым сальником в металлическом корпусе.
Оригинальные узлы производства МТЗ подтверждены гарантийным талоном и паспортом, заверенным мокрыми печатями. Также на рынке запасных частей к МТЗ представлен ряд версий узла различных производителей. Отличительной особенностью таких насосов есть необслуживаемая конструкция, где крыльчатка выполнена из текстолита или полимера и соединена с валом горячей посадкой без фиксирующего болта.
Неисправности насоса
Причиной износа деталей и последующего выхода из строя узла является нарушение герметичности сальников. Разрушение уплотнителей происходит в результате действия температуры, механических нагрузок при вращении, а также трения при попадании твёрдых частиц окиси и накипи водяной рубашки двигателя.
При обнаружении незначительной течи помпы рекомендуется произвести ревизию с заменой уплотнителей узла. Игнорирование приводит к недопустимому износу деталей в последующем увеличивающее бюджет ремонта. Досадным результатом несвоевременного обслуживания является обнаружение при разборке насоса в местах прилегания уплотнения механических сколов и выбоин чугунного корпуса. Зачастую замена уплотнений в повреждённом корпусе не даёт положительного эффекта и помпа продолжает давать течь. В конце концов приходится приобретать и устанавливать новый узел.
Некоторые «кулибины», с целью продлить эксплуатационный ресурс насоса, рассверливают отверстие под вал в улитке на больший диаметр. В расточенное отверстие устанавливают нержавеющую втулку с наружными резиновыми кольцами, а в торцевую выточку втулки со стороны крыльчатки подбирают самоподжемные сальники. Успех такой реставрации зависит от точности подгонки втулки и герметичности прилегания уплотнений.
Также дополнительным риском при появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения вала помпы может быть повреждение радиатора лопастями вентилятора. Биение при износе подшипников, может спровоцировать разрушение шпоночного соединения и посадочного места шкива с валом. Учитывая постоянную осевую нагрузку от усилия натяжки приводного ремня, при выработке недопустимых зазоров, шкив с вентилятором смещается в сторону радиатора, таким образом, повреждая теплообменник лопастями.
Ремонт и обслуживание помпы
Перед приобретением ремкомплекта для проведения ревизии насоса обратите внимание на конструкцию уплотнения и размер подшипников вращения вала, так как в зависимости от года выпуска насоса размеры деталей отличаются.
Демонтаж узла
Не комфортность процесса демонтажа помпы заключается в узком расстоянии между блоком и радиатором трактора МТЗ 80. Успех быстрого отсоединения зависит от наличия арсенала торцевых ключей и воротков к ним соответствующих конструктивным особенностям размещения узла, а также профессионализма слесаря.
Для отсоединения узла от блока производят операции в следующей последовательности:
- Поднять капот трактора
- Отпустить крепление натяжного и крепёжного кронштейна генератора
- Снять приводной ремень
- Открутить диффузор радиатора
- Отсоединить патрубки от помпы
- Отпустить три болта крепления насоса к блоку и снять узел.
Разборка помпы
Наличие слесарных тесов для фиксации и винтового съёмника для отпрессовки ступицы шкива и вала с подшипниками обеспечит быструю и комфортную разборку узла.
Насос разбирают в следующем порядке:
- Отпускают крепёжный болт и снимают с вала крыльчатку с уплотнителями
- Откручиваются болты крепления на ступице приводного шкива, отсоединяя вентилятор
- Отворачивается центральная гайка, фиксирующая шкив на валу
- Зафиксировав корпус помпы в тесках, с помощью винтового съёмника или аккуратными ударами по окружности внутреннего венца шкива — снимают деталь со шпоночного соединения вала
- Демонтируют стопорное кольцо, фиксирующее вал с подшипниками в расточке корпуса
- Отпрессовывают вал с подшипниками с помощью винтового съёмника или осторожными ударами в торец вала со стороны крыльчатки, предварительно ввернув крепёжный болт в вал, чтобы не расплескать конец детали с внутренней резьбой.
После разборки очищают корпус и крыльчатку от грязи и накипи. Особое внимание уделяют поверхностям прилегания уплотнителей и прокладок. С помощью наждачной бумаги зачищают наплывы накипи и мелкие раковины на контактных плоскостях с уплотнителями, особенно в корпусе насоса вокруг отверстия для вала.
В случае выявления больших выбоин или раковин, которые невозможно зачистить корпус узла подлежит замене. Вал с недопустимой выработкой в посадочных метах, подшипники с осевым люфтом в обоймах также меняют. Для достижения положительного результата при устранении течи помпы вторичное использование уплотнений и сальников недопустимо.
Сборка и установка
Процесс сборки осуществляют в обратном порядке. Все детали помпы должны занять свои посадочные места. Результатом правильной сборки есть свободное вращение от руки крыльчатки без перекосов и зацепов о корпус, без осевых люфтов в посадочных местах вала и крыльчатки. Ответственным моментом в сборке узла является посадка ступицы шкива на шпонку вала. Важно при запрессовке детали на вал не сместить шпонку с посадочной канавки и обеспечить надёжное соединение без радиального и осевого люфта. Присоединение осуществляется при тщательно зачищенных контактных поверхностях блока и насоса через новую прокладку.
Опытные трактористы для комфортной будущей ревизии узла вместо крепёжного штатного болта крыльчатки устанавливают аналогичную деталь из латуни, таким образом, предотвращая образование коррозии, затрудняющую разборку.
Обслуживание
В операции по обслуживанию насоса входят контроль натяжения ремня привода и своевременная смазка подшипников узла. Регламентную смазку осуществляют нагнетанием через тавотницу при проведении ТО 1. Натяжение ремня изменяется положением генератора при повороте крепёжного кронштейна.
Правильное натяжение обеспечивает ход ремня с минимальным проскальзыванием и контролируется прогибом середины большой ветви привода « шкив генератора – шкив коленвала» при нажатии с усилием 30…50 Н на 10…15 мм. Контроль осуществляют через каждые 60 часов работы. При вводе в эксплуатацию нового двигателя натяжение проверяют не позже чем через 2 – 3 рабочие смены. Чрезмерное натяжение увеличивает нагрузку на опорные подшипники приводных узлов и ускоряет их износ.
Помпа МТЗ 80
Среди основных элементов конструкции популярных моделей, выпускаемых Минским тракторным заводом, особого упоминания заслуживает водяной насос МТЗ, создающий необходимое давление в системе за счет энергии силового агрегата. Он имеет множество особенностей, используется для охлаждения двигателя при его работе, что позволяет избежать перегрева.
Функции водяного насоса
Изучая основные особенности, которыми обладает насос водяной МТЗ 80, целесообразно более подробно рассмотреть его функциональное назначение. Данное устройство по своему принципу работы и конструкции полностью идентично аналогу, который устанавливается в тракторы МТЗ серии 100 и 102.
Он предназначен для корректной циркуляции жидкости в системе охлаждения, позволяет двигателю корректно работать даже при интенсивных нагрузках, избегая перегрева. Жидкость, движение которой обусловлено работой насоса, поступает из бака, расположенного в радиаторной части трактора и затем, пройдя через контур системы, вытесняется к емкости, расположенную сверху. За счет подобной циркуляции удается значительно снизить температурные показатели силового агрегата, что особенно важно при выполнении работ.
Устройство
Для того чтобы иметь возможность выполнить ремонт помпы МТЗ своими руками, крайне важно изучить ее техническое устройство, а также принцип действия. Основным элементом конструкции представляется прочный корпус, изготовленный из чугуна, что позволяет защитить изделие от различных повреждений.
Другими составляющими водяного насоса этой модели трактора являются:
- крыльчатка, монтируемая на валу у профилированной части с помощью крепежного элемента;
- подшипники с манжетами из резины, свободное пространство между которыми заполнено смазочным материалом;
- уплотнитель крыльчатки, который разделяет водную и масляную часть агрегата;
- упорная втулка, установленная в корпусе;
- шайбы, манжеты, пружины и прочие вспомогательные элементы.
Водяная помпа расположена у передней части цилиндров, начинает свою работу одновременно с коленвалом. Лопасти крыльчатки, приводимые в движение двигателем, осуществляют подачу воды к каналу, где давление увеличивается до нужных величин. Затем жидкость поступает непосредственно к охлаждающему контуру.
Канал, по которому осуществляется подача жидкости в систему, отличается спиралевидной формой, что позволяет создать разрежение во входной части, за счет которого вода втягивается в него.
Возможные неисправности
Владельцы тракторной техники от МТЗ нередко сталкиваются сразу с несколькими неисправностями, которые могут оказать существенное влияние на качество работы агрегата. Может наблюдаться течь жидкости из дренажного отверстия, а также появление различных подтеков на шкиве.
Как правило, подобная поломка связана с выходом из строя уплотнителей, которые обеспечивают герметичность соединений помпы. Единственным возможным вариантом устранения такой проблемы, представляется замена уплотняющих элементов на новые.
Другой распространенной неисправностью является повышенный уровень шума, а также стук, возникающий при работе помпы. Причиной этого часто является повреждение или чрезмерный износ подшипников, что потребует их замены. Также стук при работе может наблюдаться при поломке валика в месте контакта с ремнем. Устранить проблему можно, заменив неисправный элемент.
Ремонт помпы
Для того чтобы проводить ремонт подобного узла приходилось как можно реже, следует регулярно проводить техническое обслуживание, а также визуальный осмотр основных элементов насоса. При обнаружении неисправностей следует незамедлительно приступить к их устранению, что позволит продлить срок службы элемента, избежать более серьезных поломок.
Выполнить ремонт помпы можно, придерживаясь следующей инструкции:
- Демонтировать устройство. Для этого потребуется снять шкив, саму помпу, а также отсоединить патрубок водяного насоса МТЗ.
- Разобрать его на составные элементы, используя схему-чертеж.
- Выполнить дефектовку, обратив особое внимание на подшипники, валик и другие элементы, подверженные наибольшим нагрузкам.
- Заменить поврежденные изделия на новые.
Шкив крепится к конструкции посредством гайки, расположенной в передней части элемента, а также стопорной пластины. Последний элемент может отсутствовать на моделях трактора, выпущенных после 1987 года, что связано с изменениями в устройстве трактора. После демонтажа стопорного кольца необходимо снять корпус и крыльчатку насоса, открутив крепежный болт.
Если ремонтируемый трактор имеет большой пробег, долгое время не подвергался капитальному ремонту, на корпусе водяного насоса могут образоваться трещины либо другие дефекты. В большинстве случаев подобный элемент потребуется заменить, поскольку его срок службы крайне ограничен, а стоимость нового невелика.
Необходимо следить, чтобы осевое перемещение валика в подшипниках не было больше 0,6 мм, иначе он потребует немедленной замены.
Замена
Если были обнаружены сильные повреждения, поломки множества элементов либо у мастера нет желания выполнять ремонт отдельных элементов конструкции водяного насоса МТЗ, может потребоваться его полная замена. Подобная процедура заметно проще, нежели детальный ремонт, поскольку не предполагает полного разбора узла.
Процедура замены предполагает выполнение следующих действий:
- Демонтировать вентилятор, а также ремень привода.
- Слить жидкость, используемую в системе охлаждения.
- Открутить крепежные болты насосного оборудования.
- Установить вместо неисправного элемента новый и повторить процедуру в обратном порядке.
Если в конструкции трактора используется пластиковый вентилятор, демонтировать его будет крайне затруднительно. Можно сначала снять компрессор, патрубок из алюминия, соединенный с радиатором, после чего выкрутить болты помпы и снять изделие.
Стоит помнить, что начиная с 1987 года тракторная техника МТЗ комплектуется водяными насосами с усиленным подшипниковым узлом, что позволяет значительно увеличить срок службы системы.
Заключение
Водяной насос является важнейшим элементом системы охлаждения двигателей тракторов МТЗ, которые получили широкое распространение в РФ, а также соседних государствах. Несмотря на высокое качество сборки помпа может со временем изнашиваться, в связи с чем требуется её ремонт или полная замена.
Рремонтировал помпу мтз течет
Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).
Рис. 2.1.98. Водяной насос в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка
Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.
Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-24,0, начиная с февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).
При появлении неисправностей снимают водяной насос дизеля (рис. 2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).
Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 2.1.106).
Рис. 2.1.100. Взаимное расположение деталей водяного насоса:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор
Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок
Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина не ставится)
Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника
Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыльчатки:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт
Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка
Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса
На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.
При наличии трещин корпус водяного насоса выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.
Номинальные и допустимые размеры водяного насоса дизеля Д-240, мм
Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:
Как устранить течь масла на гидрораспределителе МТЗ- 82.
Всем привет. Как можно устранить течь масло на гидрораспределителе МТЗ -82.?
КОММЕНТАРИЕВ (35)
Похожие посты
Проблемы после замены насоса дозатора на МТЗ-82.
- Автор: Евгений Смалько
- 15 февраля 20:03
- 40 комментариев
Ребята!Помогите советом.Поставил насос дозатор на МТЗ-82, стало ещё хуже, прикусывает и крутиться очень очень туго. Ьасло пенилось. Убрал фильтр- пенится не стало, но проблема не ушла и масло нагревается. На насосе яйца жарить можно. В чем проблема?
Почему масло в гидробаке постоянно греется , что аж через сапун выбрасывает на МТЗ 82.1 ?
- Автор: Муса Сериков
- 10 декабря 2019
- 19 комментариев
Товарищи, подскажите, пожалуйста, почему масло в гидробаке постоянно греется и до таких пор что аж через сапун выбрасывает на мтз 82.1 ?
Почему на МТЗ 82 с воздухана масло течет? Прокладку поменял, почистил .масло новое залил .
- Автор: Фаиз Аралбаев
- 20 ноября 2019
- 3 комментария
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Почему с воздухана масло течет? Прокладку поменял почистил масло новое залил но серавно выдовливает через прокладку. Трактор мтз 820
Почему выкидывает масла через сапун с гидробака на мтз 82.1 ?
- Автор: Ramil Salimgareev
- 17 ноября 2019
- 19 комментариев
Друзья подскажите пожалуйста почему выкидывает масла через сапун с гидробака хотя масло там не уровень я заливаю на мтз 82.1
Почему на Д 240 мтз 82 пошло масло в воду?
- Автор: Евгений Колесников
- 21 апреля 14:34
- 21 комментарий
Всем привет! Подскажите, в чем может быть причина Д 240 мтз 82 пошло масло в воду?
Какую лучше выбрать универсальную навеcку на мтз 82.1 ?
- Автор: Олег Винокуров
- 16 апреля 14:30
- 5 комментариев
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в выборе универсальной навеcки на мтз 82.1 Спасибо.
Почему через коллектор и соединение глушителя на мтз 82 двигатель д243 что -то течет? Заводится хорошо, тянет тоже- дыма нет.
- Автор: Олег Винокуров
- 16 апреля 11:30
- 15 комментариев
Здравствуйте, скажите может кто сталкивался с такой проблемой как через коллектор и соединение глушителя течет как масло или нет на мтз 82 двигатель д243. Заводится хорошо тянет тоже дыма не какого нету в чем причина может быть? — Александр
Почему шумит передок от мтз 82 ?
- Автор: Арсений Тимирбулатов
- 12 апреля 00:30
- 20 комментариев
Всем привет. Шумит передок от мтз 82 в чем может быть причина?
Почему на мтз 82.1, когда включаешь передок и под нагрузкой толкаешь что- либо, рычание и визг ?
- Автор: Олег Винокуров
- 10 апреля 23:30
- 7 комментариев
Вопрос: [id332808158|Иван Наследов] Всем доброго дня. Ребят подскажите, пожалуйста на мтз 82.1 когда включаешь передок и под нагрузкой толкаешь что- либо он рычит визжит и типо того В чем причина ?
Почему на мтз 82.1 под нагрузкой передок рычит, когда включён? Может быть причина в поросёнке, в заднем мосту или в переднем ?
- Автор: Иван Наследов
- 10 апреля 21:30
- 14 комментариев
Ребят, подскажите плиз на мтз 82.1 под нагрузкой передок рычит когда включён В чем причина в поросёнка, в заднем мосту или в переднем