Разборка ремонт головка блока рено двс f4r
Автолюбители
все полезное находится здесь
Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя RENAULT F3R
Снятие и разборка головки блока цилиндров
Снятие головки блока цилиндров требуется при замене прокладки головки, ремонте клапанного механизма и при полной разборке двигателя.
Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора и сливаем охлаждающую жидкость.
Снимаем впускной и выпускной коллекторы, отсоединяем электрические разъемы от форсунок, датчика положения распределительного вала, двух датчиков температуры охлаждающей жидкости;
снимаем кронштейн крепления катушек зажигания, топливную рампу;
отсоединяем шланги системы охлаждения от корпуса термостата;
снимаем ремни привода вспомогательных агрегатов и ГРМ Головкой Е-14 отворачиваем десять болтов крепления головки к блоку цилиндров…
…и снимаем головку блока.
Клапанный механизм головки разбираем на верстаке
Для упора подкладываем под рассухариваемый клапан деревянный брусок.
Детали клапанного механизма.
Поверочной рейкой и плоским щупом проверяем деформацию привалочной плоскости головки. Она не должна превышать 0,05 мм.
Сборку головки цилиндров проводим в обратной последовательности.
Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров тщательно очищаем от нагара и остатков старой прокладки.
Из резьбовых отверстий в блоке цилиндров удаляем остатки масла и охлаждающей жидкости. Устанавливаем новую прокладку и осторожно опускаем головку на блок, так, чтобы она села на установочные втулки. Болты устанавливаем новые. Затяжку их производим в установленном порядке и требуемым моментом
Разборка головки блока цилиндров К4М
После снятия головки блока цилиндров разбираем ее и дефектируем. Снятие головки блока цилиндров было рассмотрено в статье – «Как снять головку блока цилиндров К4М».
Снимаем нижний теплозащитный экран выпускного коллектора (рисунок 1).
Продеваем накидной ключ на 22 через провод датчика лямбда-зонда и откручиваем его.
Откручиваем крепление верхнего теплозащитного экрана и снимаем его (на рис. 3 показан экран с установленной ГБЦ).
Снимаем выпускной коллектор (рисунок 4).
Откручиваем блок термостата с головки блока цилиндров и снимаем его (рисунок 5).
Снимаем подкладку корпусов форсунок (см. рис. 6).
Сжимаем клапанные пружины с помощью приспособления Mot. 1502. Тарелка клапанной пружины должна входить в расточку (1) нажимной втулки (3) приспособления Mot. 1502. (см. рис. 7).
Для правильного сжатия клапанных пружин необходимо центрировать плунжер (2) приспособления по стержню клапана.
Снимите сухари, тарелки клапанных пружин, клапанные пружины, клапаны и маслосъемные колпачки с помощью щипцов Mot.1335.
Снятие толкателя выпускных клапанов
Доводим штифт (3) приспособления Mot. 1669 до упора (В) в конце направляющего паза, выворачивая винт (4) (см. рис. 8).
Установите приспособление Mot. 1669 на головку блока цилиндров, правильно вставив направляющий штифт (1) в отверстие (2) крышки головки блока цилиндров (см. рис. 8).
Закрепляем приспособление Mot. 1669 на крышке головки блока цилиндров тремя болтами (см. 3, рис. 9).
Заверните винт(1)до приведения штифта(2) в упор в точке (А) на конце направляющего паза.
Выворачиваем стопорный болт толкателя (см. по стрелке, рис. 10).
Выверните винт (1) до приведения штифта (2) в упор в точке (В) на конце направляющего паза (см. рис. 9).
Снимаем приспособление Mot. 1669 с крышки головки блока цилиндров.
Снимаем толкатель и пружину.
Установка толкателя выпускных клапанов
Установите пружину и толкатель, совместив паз (1) толкателя с отверстием (2) в крышке головки блока цилиндров (см. рис. 11).
— доведите штифт (3) приспособления Mot.1669 до упора в конце направляющего паза, выворачивая винт(4) (см. рис. 8).
— установите приспособление Mot.1669 на головку блока цилиндров, правильно вставив установочный штифт (1) в отверстие (2) крышки головки блока цилиндров (см. рис. 8).
— Закрепите приспособление Mot.1669 на крышке головки блока цилиндров тремя болтами (см. 3, рис. 9).
— Заверните винт(1)до приведения штифта (2) в упор в точке (А) на конце направляющего паза.
— Заверните болт с шестигранным отверстием в головке приспособления Mot.1669 в крышку головки блока цилиндров, чтобы заблокировать толкатель (см. по стрелке, рис. 12).
— Выверните винт (1) до приведения штифта (2) в упор в точке (В) на конце направляющего паза (см. рис. 9).
— Снимите приспособление Mot.1669 с крышки головки блока цилиндров.
Сборка головки цилиндров производится в обратной последовательности, после дефектации и ремонта головки цилиндров.
ДВИГАТЕЛЬ K4J, K4M, F4R, K9K
K4J, K4M, F4R, K9K Renault Megane 2. ДВИГАТЕЛЬ
На автомобили Renault Megane II устанавливали поперечно расположенные четырехтактные четырехцилиндровые бензиновые инжекторные двигатели K4J (1,4 л), К4М (1,6 л), F4R (2,0 л) и дизельный двигатель К9К dCi (1,5 л).
Действие поршневого двигателя внутреннего сгорания основано на использовании работы теплового расширения нагретых газов во время движения поршня от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). Нагревание газов в положении ВМТ достигается в результате сгорания в цилиндре топлива, перемешанного с воздухом. При этом повышается температура газов и давление. Поскольку давление под поршнем равно атмосферному, а в цилиндре оно намного больше, поршень под действием перепада давления будет перемещаться вниз, а газы — расширяться,
совершая полезную работу. Чтобы двигатель постоянно вырабатывал механическую энергию, в цилиндр необходимо периодически подавать через впускной клапан смесь воздуха с топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из цилиндра через выпускной клапан. Эти задачи выполняют газораспределительный механизм, управляющий открытием и закрытием клапанов, и система подачи топлива. Рабочим циклом двигателя называется периодически повторяющийся ряд последовательных процессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и обусловливающих превращение тепловой энергии в механическую работу. Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу, который совершается за два оборота коленчатого вала или четыре хода поршня и состоит из тактов впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска
В разделе описан наиболее распространенный бензиновый рядный четырехцилиндровый двигатель К4М объемом 1,6 л (рис.
5.1 и 5.2) с газораспределительным механизмом DOHC (два распределительных вала) и с жидкостным охлаждением. Двигатели K4J (1,4 л) и F4R (2,0 л) по конструкции аналогичны двигателю К4М и отличаются от него лишь радиусом кривошипа коленчатого вала и диаметром цилиндров.
Особенности конструкции дизельного двигателя К9К dCi объемом 1,5 л рассмотрены в отдельном подразделе (см. «Особенности конструкции двигателя К9К Turbo», с.114).
Рабочий объем двигателя (литраж) — один из важнейших конструктивных параметров (характеристик) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в литрах (л) или кубических сантиметрах (см 3 ).
Рабочий объем двигателя в значительной степени определяет его мощность и другие рабочие параметры. Он равен сумме рабочих объемов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объем цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода
Рис. 5.1. Силовой агрегате двигателем К4М (вид спереди): 1 — пробка маслоналивной горловины; 2 — верхняя крышка ремня газораспределительного механизма; 3 — впускная труба; 4 — генератор; 5 — кронштейн крепления генератора; 6 — масляный фильтр; 7 — указатель уровня масла (маслоизмерительный щуп); 8 — кронштейн крепления компрессора кондиционера; 9 — поддон масляного картера; 10 — дроссельный узел; 11 — ресивер; 12 — транспортная проушина; 13 — жгут проводов топливных форсунок; 14 — водораспределитель; 15 — указатель уровня масла в коробке передач; 16 — механизм выбора и переключения передач; 17 — рукав системы охлаждения; 18 — датчик детонации; 19 — пробка отверстия фиксации положения ВМТ; 20 — задняя крышка коробки передач; 21 — пробка наливного отверстия коробки передач
Рис. 5.2. Силовой агрегат с двигателем К4М (вид сзади): 1 — дроссельный узел; 2 — ресивер; 3 — водораспределитель; 4 — направляющая указателя уровня масла в коробке передач; 5 — механизм выбора и переключения коробки передач; 6 — задняя крышка коробки передач; 7 — верхняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 8 — верхний термоэкран выпускного коллектора; 9 — нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 10 — управляющий датчик концентрации кислорода; 11 — шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 12 — выпускной коллектор; 13 — поддон масляного картера
поршня (от НМТ до ВМТ). По данному параметру различают длинноходные двигатели с длиной хода поршня, превышающей диаметр цилиндра и короткоходные с ходом поршня меньше диаметра цилиндра. Степень сжатия — отношение объема над- поршневого пространства цилиндра при положении поршня в НМТ к объему надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в ВМТ, т.е. к объему камеры сгорания.
Увеличение степени сжатия требует использования топлива с более высоким октановым числом (для бензиновых ДВС) во избежание детонации. Повышение степени сжатия в общем случае повышает его мощность, кроме того, увеличивает КПД двигателя, т.е. способствует снижению расхода топлива.
В 50-60-е годы XX века одной из тенденций двигателестроения было повышение степени сжатия, которая к началу 70-х нередко достигала 11-13. Однако это требовало соответствующего бензина с высоким октановым числом, что в те годы могло быть получено лишь добавлением ядовитого тетраэтилсвинца (этилированный бензин). Введение в начале 70-х экологических стандартов в большинстве стран привело к остановке роста и даже снижению степени сжатия на серийных двигателях.
Понятие «степень сжатия» не следует путать с понятием «компрессия», которое обозначает (при определенной конструктивно обусловленной степени сжатия) максимальное давление, создаваемое в цилиндре при движении поршня от НМТ до ВМТ (например, степень сжатия — 10, компрессия — 14 атм).
Головка блока цилиндров двигателей изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов.
Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипников. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.
Маховик отлит из чугуна, установлен на корзине сцепления и прикреплен шестью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. На автомобили с автоматической коробкой передач вместо маховика устанавливают ведущий диск гидротрансформатора.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для колец — маслосъемного и двух компрессионных.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.
Система смазки комбинированная (см. «Система смазки», с. 86).
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Система состоит из двух ветвей, большой и малой.
При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускном коллекторе велико, кар- терные газы через клапан системы вентиляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются ресивером. Клапан открывается в зависимости от разрежения в ресивере и таким образом регулирует поток картерных газов.
В режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на большой угол, разрежение в ресивере снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает.
Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра грубой очистки топлива, расположенного в модуле топливного насоса, регулятора давления топлива, форсунок, топливопроводов, системы рециркуляции отработавших газов и воздушного фильтра.
Система зажигания двигателя микропроцессорная, состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок (контроллер) системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней нижней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
Renault Megane 2. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Снятие и разборка ГБЦ
Исходное состояние: силовой агрегат снят с автомобиля, КПП отсоединена.
1. Открутите винты (18) крепления головки цилиндров.
2. Снимите головку блока цилиндров.
3. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
1. Снимите форсунки и свечи накаливания.
Если при извлечении форсунки возникают затруднения, то следует применить ударный съемник. Для этого нужно открутить головку форсунки (1), накрутить вместо головки втулку, в которую будет закручен стержень ударного съемника, и извлечь форсунку.
2. Снимите крышку головки блока цилиндров
3. Установите головку блока цилиндров на стенд.
4. Зафиксируйте положение зубчатого шкива распределительного вала (1) фиксатором зубчатых шкивов привода ГРМ
5. Снимите винт крепления (3) зубчатого шкива распределительного вала.
6. Снимите фиксатор зубчатых шкивов привода ГРМ.
7. Снимите зубчатый шкив распределительного вала.
8. Снимите винты (4) крепления задней части кожуха привода ГРМ.
9 Снимите заднюю часть кожуха (5) привода ГРМ.
10. Снимите крышку головки блока цилиндров.