32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена помпы нива шевроле

Замена помпы Шевроле Нива

Гидравлический насос, обеспечивающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости на автомобиле при поломке практически не подлежит ремонту и меняется цельным узлом. Помпа Шевроле Нива при выходе из строя не способна обеспечить нормальный теплообмен, вследствие чего двигатель начинает греться. Существует еще ряд симптомов, по которым можно диагностировать замену насоса.

  • Протечка жидкости в районе шкива помпы.
  • Посторонние шумы при работе двигателя.
  • Люфт шкива насоса.
  • Отсутствие циркуляции (холодный нижний патрубок радиатора)

Подготовительный этап

Как любая работа, связанная с ремонтом автомобиля, замена помпы Шевроле Нива должна начинаться с подготовки необходимых инструментов, приспособлений и расходных материалов. Для ремонта понадобятся:

  • ключи на 13 и на 10;
  • крестовая отвертка;
  • герметик;
  • охлаждающая жидкость.

На этом подготовительный этап не заканчивается. Дело в том, что система патрубков и термостат не позволят нормально добраться до помпы, поэтому их предварительно придется демонтировать.

Сначала снимается воздуховод, отсоединенный от дроссельного узла и от корпуса воздушного фильтра.

Открыв доступ к термостату, необходимо снять с него все патрубки, как это сделать, можно прочитать здесь. Если замена помпы не была вызвана течью жидкости, то, скорее всего, ОЖ при отсоединении патрубков начнет выливаться. В таком случае следует слить ее заранее любым доступным способом. После демонтажа термостата все готово к замене гидронасоса.

Снятие помпы

Чтобы снять ремень привода вспомогательных агрегатов, необходимо ослабить натяжитель. Для этого откручиваются три болта на натяжной планке ключом на 13, затем ключом на 10 регулируется сам натяжитель. После снятия ремня можно приступать к снятию шкива. Он крепится тремя ботами. Удержать шкив от проворачивания удобно, вставив отвертку между одним болтом и отливкой шкива.

Ключом на 13 откручиваются гайки крепления крышки насоса, после чего она извлекается из блока вместе с валом и крыльчаткой.

Это и есть та часть помпы, которая подлежит замене. На поверхности стыка крышки с блоком могут остаться следы герметика или части старой прокладки. Их обязательно следует удалить.

Замена помпы Шевроле Нива

Новый гидравлический насос следует устанавливать только с новой прокладкой.

На поверхность блока цилиндров (на стыковочную плоскость) наносится тонкий слой герметика. Затяжка гаек производится к последовательности «крест накрест». Затем устанавливается шкив и надевается ремень.

Рекомендовано ремень после каждого снятия менять, но если его ресурс позволяет, то можно устанавливать старый. Внимательно следите, чтобы каждый ручеек ремня попал в свою дорожку. При установке нового ремня могут возникнуть трудности, так как он еще не растянут. Для удобства следует надевать ремень на шкив генератора в последнюю очередь.

Регулировочным болтом натяжителя добываются такой степени натяжки ремня, чтобы он на максимальном свободном участке (от помпы до генератора) имел прогиб 1,5 см. Для более точного измерения потребуется динамометр. Далее ставится на место термостат, и подсоединяются патрубки. Жидкость заливается через расширительный бачок. Борьбу с воздушными пробками в системе каждый владелец ведет по-своему. Одни заливают жидкость до полного уровня, помня при этом, что в большом круге жидкости нет. Затем заводят двигатель и, дождавшись, когда термостат откроется, доливают необходимо количество ОЖ. Но рекомендуется снимать патрубок с дроссельного узла. Так как это верхняя точка системы, то воздух будет вытесняться именно в него.

Помпа Шевроле Нива считается расходным материалом и имеет свой ресурс. Он зависит от производителя, но уже после 15-20 тысяч километров следует обращать на состояние насоса внимание, чтобы не столкнуться с такой поломкой в пути. В остальном, замена не несет каких-либо сложностей. Необходимо заметить, что ни подъемника, ни смотровой ямы, ни специнструментов не требуется.

Инструкция по замене помпы на Ниве Шевроле, советы по диагностике и выбору запчастей

Помпа на «Шниве» — ключевой элемент системы охлаждения, от которого зависит работоспособность двигателя.

Ремонт этого узла не предусмотрен производителем. Поэтому при обнаружении любых неисправностей необходима замена агрегата.

Эта операция не требует высокой квалификации и специальных приспособлений. Для проверки работоспособности и замены помпы своими силами не нужна даже яма или эстакада.

Зачем нужна помпа в авто?

Водяной насос двигателя внутреннего сгорания обеспечивает циркуляцию антифриза в контуре охлаждения. Благодаря ему нагретая жидкость из блока цилиндров поступает в радиатор, где отдает тепло окружающей среде.

Помпа «Нива Шевроле» имеет простую центробежную конструкцию: поток антифриза направляется вращающейся крыльчаткой, которую приводит в действие ремень ГРМ.

В случае неисправности жидкость перестает циркулировать и тепловой режим мотора нарушается. Это ведет к закипанию антифриза и, если не заглушить мотор, к поломке легкоплавких вкладышей подшипников скольжения. В этом случае понадобится капитальный ремонт или замена агрегата.

Признаки поломки

Чаще всего ломается сальник либо подшипник узла. В результате помпа начинает подтекать, что может привести к потере антифриза или заклинивание двигателя. Также возможна поломка или обрыв крыльчатки. Понять, что насос нуждается в замене можно по таким признакам:

  • характерный запах паров антифриза в салоне;
  • посторонний шум при работе двигателя;
  • появление капель антифриза под машиной;
  • перегрев двигателя;
  • падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Читать еще:  Ваз 2110 замена вакуумного усилителя

Выбор запчастей – какая фирма лучше?

Покупка дешевого недоброкачественного изделия может нанести серьезный вред силовому агрегату. Бракованные или поддельные запчасти могут дать течь почти сразу после установки.

Возможно и заклинивание помпы, сопровождающееся обрывом ремня ГРМ и «встречей» клапанов с поршнями. Тогда к дорогостоящему ремонту добавятся еще и затраты на эвакуатор.

Поэтому лучше покупать водяной насос только от проверенного производителя — HEPU, Metelli, Dolz, Valeo. Из отечественной продукции подойдет ТЗА или «Фенокс».

Чтобы не купить подделку, пользуйтесь услугами проверенного продавца или интернет-магазина. Консультанты подскажут, какая помпа подойдет к вашему авто и помогут выбрать качественную запчасть, соответствующую бюджету ремонта.

Как поменять своими руками?

Если вы решили выполнить работу своими руками, вам понадобится новая помпа на «Ниву» и стандартный набор инструментов.

Необходимые материалы и инструменты

«Нива Шевроле» проста в обслуживании, поэтому замена помпы своими руками не займет много времени. Вам понадобится:

  • новая помпа с прокладкой;
  • антифриз для доливки;
  • отвертка для снятия хомутов с патрубков системы охлаждения;
  • нож для очистки корпуса насоса;
  • накидные или торцовые ключи на 13 или 17;
  • емкость для слива антифриза.

Необходимо установить машину на ровную площадку, заглушить мотор и включить ручной тормоз.

Важно: нельзя менять помпу на «Шниве», если двигатель прогрет до рабочей температуры — вы можете получить ожоги. Чтобы ускорить охлаждение и раньше приступить к ремонту, следует открыть капот.

Ход работ

Прежде чем приступать к замене водяного насоса на «Ниве» с кондиционером, необходимо слить излишек охлаждающей жидкости. Если же она уже вытекла (что обычно и происходит при поломке насоса), можно сразу приступать к работе.

Последовательность действий следующая:

1. Снять гофру воздушного фильтра;

2. Демонтировать патрубки, идущие к термостату и помпе;

3. Открутить 3 гайки крепления вентилятора охлаждения;

4. Отпустить 3 болта крепления крыльчатки помпы плоским ключом на 13

5. Ослабить ремень электрогенератора, нужно ослабить 3 болта

6. Ослабить натяжку торцевым ключом и снять ремень;

7. Открутить ключом на 13 гайки крепления шкива и вытащить его;

8. Выкрутить 3 гайки и 1 шпильку, удерживающие помпу «Шеви Нива»;

9. Извлечь водяной насос, удобнее это будет сделать через низ, открутив 2 болта крепления защиты;

10. Удалить ножом остатки герметика и старой прокладки;

11. Нанести тонкий слой герметика на блок и новую помпу;

12. Установить новую прокладку;

Далее все операции выполняются в обратном порядке:

13. Вставить водяной насос на посадочное место;
14. Затянуть шпильку и гайки крепления;
15. Установить шкив;
16. Натянуть ремень привода генератора;
17. Нанести герметик на термостат и выход из насоса;
18. Надеть патрубки и затянуть хомуты;
19. Закрепить гофру воздухопровода;
20. Долить антифриз.

Видео

Рекомендуем посмотреть полезное видео по грамонтной замене помпы, скриншоты из которого были использованы для иллюстрации нашей текстовой инструкции:

Про замену помпы Нивы Шевроле

Система охлаждения оживает в ту же секунду, когда заводится двигатель, и постоянно заботится о его температуре и самочувствии. Главный узел системы охлаждения – помпа, или, если придерживаться официальной терминологии, «Насос водяной, предназначенный для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля».

Конструкция

Классический центробежный насос консольного типа. Рабочий вал, установленный на подшипниках в корпусе из алюминиевого сплава, с одной стороны имеет фланец для крепления шкива привода. С другой стороны на валу жестко закреплено рабочее колесо с криволинейными лопатками. Подшипники однорядные шариковые, нестандартизованные, внутренней обоймой является сам вал, в котором выполнены беговые дорожки шариков. Наружная обойма подшипников общая, запрессована в корпус с натягом и дополнительно фиксируется винтом. С внешней стороны подшипник защищен обычной манжетой, со стороны рабочего колеса установлено сальниковое уплотнение сложной конструкции, в стальной обойме, с двумя защитными кольцами. Смазка в подшипники заложена на заводе-изготовителе, пополнение смазки конструкцией не предусмотрено.

Рабочее колесо, в зависимости от производителя, может быть изготовлено из чугуна, стали или пластмассы.

Шкив насоса получает вращение от коленчатого вала через поликлиновой ремень, одновременно приводящий во вращение генератор и ГУР. Натяжение ремня регулируется подвижным роликом.

Свою родословную помпа Шевроле-Нивы ведет от водяного насоса легендарной «копейки», ВАЗ- 2101.

Долговечность ответственного узла, по законам логики, должна быть близка к сроку службы самого двигателя, но в отечественном автопроме что-то пошло не так. Если «копейке» капремонт мотора требовался не ранее 130…150 тысяч км пробега, и владелец при этом даже не знал, где там помпа установлена, то сегодняшние комплектующие столько не живут.

На просторах и в дебрях интернета можно встретить самые разные данные о сроке службы водяного насоса Шевроле-Нивы, от 10 до 80 тысяч пробега, но большинство источников сходятся во мнении: раз каждые 60 тысяч пробега меняем ремень генератора, значит, меняем натяжной ролик, и заодно заменяем помпу, если она до этого не «крякнула».

Причины поломки водяного насоса

Самая распространенная причина – выход из строя сальникового уплотнения со стороны рабочего колеса. Горячий, более ста градусов, тосол затекает в подшипники, вымывает из них смазку и вытекает через наружную манжету. Далее события развиваются лавинообразно – разрушение подшипников, перекос вала, тосол ручьем из корпуса помпы. Если вал помпы заклинит в рассыпавшихся шариках, возможен обрыв приводного ремня.

Читать еще:  Ваз 2112 замена тормозных дисков

Очень редко, но встречается разрушение пластиковой крыльчатки, рабочего колеса помпы. Как правило, это вызвано применением некачественной охлаждающей жидкости. Основным компонентом и тосола, и антифриза является этиленгликоль, смешанный с дистиллированной водой и различными присадками-ингибиторами. При низких температурах, если рецептура нарушена, охлаждающая жидкость превращается в густую кашу из кристаллов льда. В сильный мороз, в момент пуска двигателя и на прогреве, помпа испытывает высокие нагрузки, от которых ломаются лопатки пластмассового рабочего колеса.

Признаки неисправностей и диагностика

Выход из строя сальника рабочего колеса вызывает подтекание охлаждающей жидкости со стороны приводного шкива. Визуально или наощупь течь определить достаточно трудно, шкив и сама помпа хорошо «спрятаны» под капотом.

Рекомендуется, отъехав со стоянки, осмотреть место, где стоял автомобиль. Следы охлаждающей жидкости на асфальте или снегу могут предупредить владельца о возможном дефекте. Также о течи ОЖ может предупредить понижение её уровня в расширительном бачке.

Подшипники рабочего вала, работающие без смазки, издают характерный шум при работе двигателя, усиливающийся по мере их износа. Перед «финишем» может добавиться еще и визг крыльчатки, трущейся о корпус.

У исправного водяного насоса люфт рабочего вала в подшипниках практически отсутствует. Если, покачав рукой шкив вместе с ремнем, вы обнаружите даже незначительный зазор, ремонт остро необходим.

При разрушении крыльчатки прекращается циркуляция ОЖ, двигатель быстро перегревается, загорается красная сигнальная лампа. Тосол в «водяной рубашке» может закипеть и сорвать патрубки, или выдавить прокладку головки блока.

Отказ термостата, вызывающий похожие симптомы, случается крайне редко. Термостат, если и ломается, то, как правило, в открытом положении, это предусмотрено его конструкцией.

В любом случае, мотор следует немедленно заглушить, и искать буксир, чтобы двигаться к месту ремонта.

Ремонт или замена?

Отремонтировать помпу теоретически возможно. Для этого достаточно иметь новый рабочий вал в сборе с подшипниками, сальником, рабочим колесом и манжетой. Когда-то, во времена «Жигулей», такой ремкомплект можно было «достать».

Добавьте к перечисленным деталям новый корпус – и вы получите «водяной насос в сборе», который сегодня без проблем можно приобрести в специализированных магазинах.

Кстати. Когда-то Генри Форд сказал: Автомобили мы делаем для того, чтобы потом продавать для них запасные части.

Про выбор

Номер по каталогу АвтоВАЗ: 2123-1307011-75.

На заводе «Шевроле-Нива» комплектуется водяным насосом производства ЗАО «Тольяттинский завод автоагрегатов» (ТЗА).

На прилавках можно встретить так же продукцию отечественных СОАТЭ, Fenox, Pekar. Из импортных славятся качеством изделия от Hepu (Германия), Graf (Италия), SKF (Германия — Испания).

Стоимость отечественного узла начинается от 880-900 руб, импортные можно найти и за 1900.

Очень распространены на рынке контрафактные изделия различных теневых производителей, внешне практически не отличающиеся от оригинала.

  • Качественный насос упаковывается в пластиковый пакет и коробку из яркого картона. На упаковке обязательно должны быть указаны каталожный номер, ТУ, номер сертификата российский и ISO.
  • В комплект изделия входит прокладка, изготовленная из специального материала, похожего на картон. Прокладка из паронита – признак подделки!
  • Желательно выбирать насос с чугунной или стальной крыльчаткой.

Замена помпы на Ниве Шевроле

Работы можно выполнить на любой ровной площадке.

Из инструмента вам понадобятся:

  • Ключи рожково-накидные «на 13» и «на 10». (Лучше, конечно, головки с удлинителем 50 мм и трещотка, но не у всех они есть.)
  • Ключи рожковые «на 7», для червячных хомутов.
  • Отвертки плоская и крестовая.
  • Пассатижи (плоскогубцы).
  • Собственно новую помпу с прокладкой.
  • Тосол или антифриз, в соответствии с тем, что залито в систему охлаждения.
  • Шланг, внутренним диаметром 10 мм, длиной прибл. 0,7 м и пластиковый тазик.
  • Герметик автомобильный, любой.
  • Воронку и кусок капронового чулка.

Откручиваем и снимаем шкив

Работать начинаем после остывания двигателя.

Внимание! Оборудование в подкапотном пространстве Шевроле-Нивы, как у любого современного автомобиля, достаточно плотно скомпоновано. Поэтому работаем аккуратно, с минимальным уроном для себя, и окружающих узлов и деталей.

  • Открыв капот, отключаем от АКБ минусовой провод. Снимаем пластиковую крышку двигателя.
  • Снимаем гофрированный воздуховод вместе со шлангом вентиляции картера, ослабив хомуты на дроссельной заслонке и воздушном фильтре и отсоединив колодку проводов ДМРВ.
  • Для сброса давления в системе охлаждения, отворачиваем – но не снимаем! – пробку расширительного бачка. Отсоединяем(для более удобного доступа) высоковольтные провода, сняв колпаки со свечей 3-го и 4-го цилиндров. Подставив под машину тазик, направляем из-под капота в него шланг. Выворачиваем головкой «на 13» болт-пробку и, прижимая к отверстию шланг, сливаем тосол. После наполнения тазика, заворачиваем обратно болт-пробку, убираем в сторонку шланг и тазик. Одеваем на свечи колпаки высоковольтных проводов.

Резьба под болт-пробку коническая, поэтому никаких прокладок не требуется.

Вариант: для слива ОЖ можно воспользоваться краном на радиаторе, однако он установлен не во всех вариантах исполнения.

Если при поломке помпы охлаждающая жидкость вытекла, и продолжала вытекать, пока вы ходили в магазин и готовились к ремонту, операции по сливу ОЖ можно не проводить. Оставшиеся выше уровня фланца насоса литр-полтора особого вреда уже не принесут, машина и без того стоит в луже. Далее:

Читать еще:  Лада калина не работает спидометр

  • Ослабляем хомуты, отсоединяем все шланги с патрубков термостата, снимаем термостат. Шланги отводим в сторону или привязываем, чтобы не мешали. Отсоединяем колодку проводов от электровентилятора.
  • Накидным ключом «на 13» отворачиваем – но не до конца! – 3 болта крепления шкива, другой рукой прижимая ремень, чтобы не допустить проворота шкива. Ослабляем болты крепления планки натяжителя, ослабляем ремень, откручивая натяжной болт. При этом считаем число оборотов, на которые повернули болт, цифру записываем.
  • От руки окончательно отворачиваем болты и снимаем шкив с фланца вала помпы. Ремень с остальных шкивов не снимаем!
  • Доступ к помпе открыт. Можно окончательно убедиться в наличии утечки ОЖ и недопустимых зазорах в подшипниках вала.
  • Отворачиваем гайки крепления вентилятора (ключ «на 13», любимый ключ жигулиста и ладовода!) и уталкиваем его внутрь кожуха. Этих 7…10 миллиметров сейчас может не хватить!
  • Отворачиваем гайки со шпилек крепления помпы. Снимаем пружинные шайбы. Навернув на левую нижнюю шпильку гайку и контргайку, выворачиваем шпильку (влево-вниз будем выводить помпу).

Внимание! Если ваш автомобиль оборудован кондиционером, его кронштейн крепится на боковой шпильке корпуса помпы. Не нужно снимать кондиционер в сборе, достаточно вывернуть шпильку, пользуясь способом «гайка-контргайка». При сборке замените шпильку на болт М8 подходящей длины.

  • Отделив помпу от корпуса, сдвигаем её по трем оставшимся шпилькам к радиатору и снимаем, опуская влево-вниз, поворачиваем и выводим вверх, между патрубкам, шлангами и проводами. При наличии кондиционера извлечь помпу можно только вниз, протолкнув её между брызговиком и защитой.

Демонтаж закончен. Подготовка к монтажу проста

Тщательно очистите – отверткой и ножом – привалочную поверхность корпуса на блоке двигателя от старой прокладки. Протрите все доступные поверхности под капотом от грязи, масла и потеков ОЖ. Вытрите руки. Сухими чистыми руками нанесите тонкий слой герметика на фланец помпы, установите на него прокладку, выровняйте и плотно прижмите её. Нанесите на поверхность прокладки еще слой герметика – тонкий, но равномерный. Опять вытрите руки и начинайте монтаж:

  • Знакомым сложным путем установите помпу на три шпильки. Постарайтесь при этом не испачкать герметик, не сдвинуть прокладку. Вверните четвертую шпильку, на всю глубину резьбы. Поставьте гровера (пружинные шайбы), наверните гайки и равномерно, крест-накрест, затяните их.
  • Верните на место электровентилятор и затяните его крепежные болты.
  • Установите шкив на фланец вала помпы, вверните и затяните его болты, удерживая шкив рукой. Оденьте на шкив и натяните приводной ремень, повернув натяжной болт на записанное вами число оборотов. Затяните болты крепления планки натяжного ролика. Удерживая шкив помпы ремнем, окончательно затяните болты его крепления. Подключите к вентилятору колодку его проводов.

Внимание! Проконтролируйте положение приводного ремня перед его натяжкой. Все гребни ремня должны лечь в соответствующие ручьи шкивов.

Дальнейшая сборка производится в порядке, обратном описанному выше.

При монтаже шлангов термостата, на его патрубки рекомендуется нанести герметик.

После установки гофры воздуховода и возвращения на место минусового провода АКБ еще раз внимательно проверьте правильность выполненных работ и приступайте к заливке охлаждающей жидкости.

Важно! На заводе в систему охлаждения двигателя «Шевроле-Нивы» заливается ТОСОЛ ТС-40, производитель Felix, г. Дзержинск. На авто с кондиционером рекомендуют применять антифриз G12. Смешивать разные марки ОЖ не допускается.

Заменять ОЖ рекомендуется каждые 60 тысяч км пробега, или раз в три года.

Вместимость системы охлаждения около 10 литров.

Эти указания взяты из руководства изготовителя, на них и следует ориентироваться.

Если слитая из двигателя жидкость потеряла характерный цвет (для тосола зеленовато-синий, для антифриза малиново-красный) и превратилась в мутную жижу, лучше промыть систему охлаждения и залить новую ОЖ.

Ранее слитую ОЖ заливать необходимо в расширительный бачок через воронку с простейшим фильтром из капронового чулка.

Способов заполнения системы охлаждения примерно столько же, сколько автовладельцев. Во избежание дискуссий, лучше следовать рекомендациям 70-х годов прошлого века, написанным для ВАЗ-2101.

Так как ваша Шнива все еще обездвижена, поддомкратьте её переднюю часть, и подложите под передние колеса доски, кирпичи и т.д. Стояночный тормоз перед этим нужно затянуть.

Залейте ОЖ в расширительный бачок до уровня «макс.» Очистите и промойте «дыхательный» клапан в пробке бачка и наверните её.

Запустите двигатель и прогрейте до включения вентилятора. Заглушите двигатель. Осмотрите доступные шланги и патрубки с целью обнаружения течей.

После остывания ОЖ до температуры «рука терпит» (около 65 градусов), повторите процедуры доливки в расширительный бачок. В бачок заливайте ОЖ до среднего уровня, между отметками «мин.» и «макс.».

Пользуясь домкратом, уберите из-под колес временные «городки».

Еще раз проведите осмотр подкапотного пространства. Установите пластиковую крышку двигателя и закройте капот. Уберите инструмент. Канистру с остатками ОЖ положите в багажник.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector