0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена электролита в аккумуляторной батареи

Замена электролита в аккумуляторе

Замена электролита — важная процедура техобслуживания аккумулятора. Когда аккумулятор автомобиля приходит в непригодность, об этом можно понять по цвету электролита: жидкость становится ярко-рыжей, уменьшив свою плотность. Электролит меняет цвет из-за большего количества окисей и осадков. Конечно, можно поменять батарею, но что делать, если аккумулятор совсем новый? Нужно провести слив аккумуляторной жидкости и заменить электролит.

Набор вещей, необходимый для замены электролита:

  • Резиновые перчатки;
  • кусок ткани;
  • резиновую грушу;
  • электролит;
  • небольшую воронку, лейку;
  • Зарядное устройство для аккумулятора в 12 В.

Компания 4АКБ-ЮГ является одним из ведущих производителей электротехнического оборудования по югу России. Мы предлагаем инструменты и защитные средства для аккумуляторщиков, а также устройства зарядки аккумулятора.

    10 этапов замены электролита в аккумуляторе:
  1. Первым делом нужно вынуть аккумулятор, из автомобиля вытерев его куском ткани;
  2. Открутить крышки с банок, слив старый электролит в отдельную емкость с помощью резиновой груши и перчаток, избегая попадания на открытые участки кожи;
  3. Промыть банки, заполнив их дистиллированной водой и хорошо встряхнув, что позволит удалить все отложения и загрязнения;
  4. Заполнить отверстия раствором соли оставив их так на час;
  5. Используя воронку залить новый электролит плотностью к 1,28 г/с м³ в каждую банку до необходимого уровня;
  6. Когда выйдет воздух из батареи, начать зарядку аккумулятора добавив в электролит специальные присадки, что удалит избыток сульфатов. Необходимое время для растворения — 40 часов;
  7. Аккумуляторная батарея периодически должна заряжаться и разряжаться при токе 0,1 А. Раствор не должен выкипать. Об окончании зарядки подскажет напряжение 2,4 В на секциях, от 14 до 15 В на клеммах;
  8. После следует уменьшить ток заряда аккумуляторной батареи в два раза. Зарядку можно прекратить, когда на протяжении 2 часов плотность раствора будет неизменной;
  9. Разрядить батарею с применением тока 0,5 А до напряжения в диапазоне 10 В;
  10. Вычислить емкость из продолжительности всего разряда и величины тока. Если это значение ниже 4 ампер/часов, цикл заряда вновь нужно повторить.

Благодаря замене электролита ваш аккумулятор будет работать дольше и эффективнее.

Самостоятельная замена электролита в автомобильном аккумуляторе

Иногда при осмотре аккумулятора при вывернутых пробках можно увидеть на блоках пластин с сепараторами серый или коричневатый налет. Это признак того, что требуется замена электролита в аккумуляторе. Мельчайшие продукты разрушения свинцовых решеток хорошо видны в конце процесса заряжания аккумулятора, когда жидкость начинает кипеть и при этом происходит интенсивное ее перемешивание. Остальные проблемы с электролитом (снижение плотности, уменьшение уровня), устраняются добавлением дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,29 г/см³.

В каких случаях доливать электролит в аккумулятор

На увеличение срока надежной работы АКБ оказывает влияние не столько качество ее обслуживания, сколько нагрузки, какие испытывает батарея. От чрезмерных разрядов происходит выкипание жидкости через отверстия в пробках.

Такое часто случается зимой, когда двигатель автомобиля запускается не сразу и неопытный водитель долго (более 10 секунд без перерыва) держит стартер включенным. Нагрузка на батарею резко возрастает, электролит закипает и происходит его выброс.

Такая же ситуация возникает, если водитель забыл заправить автомобиль бензином, при неисправностях в системах зажигания и питания двигателя. В этом случае добавляем раствор такой же плотности, как и в АКБ. Уровень проверяем визуально, слой электролита над блоком пластин с сепараторами должен быть не менее 5-7 мм.

Как приготовить электролит для аккумулятора

В магазинах и сервисных центрах продается уже готовый раствор серной кислоты, который и называется электролитом. Плотность его 1,29 г/см3. Работать с ним безопаснее, тут не действует правило «кислота льется в воду», как для растворов концентрацией свыше 40%. Поэтому в домашних условиях достаточными мерами предосторожности будут проведение работ на открытом воздухе или в помещении на сквозняке, в резиновых перчатках. По возможности нужно надевать очки.

Плотность должна соответствовать температурным особенностям региона и времени года. Летом снижают концентрацию раствора на 0,02 г/см³ от рекомендуемого зимой.

В приготовленную стеклянную или полиэтиленовую бутылку наливают требуемый объем электролита. Если плотность его больше, чем требуется, небольшими порциями дистиллированной воды доводят раствор до нужной концентрации. После каждой доливки делают замеры ареометром. Разбавляют до тех пор, пока показания прибора не будут превышать требуемые на 0,01 г/см³, т. к. перемешивание происходит постепенно. Контрольный замер и доливку делают через час.

Полная замена электролита

Помутнение электролита в процессе зарядки говорит о том, что срок службы аккумулятора подходит к концу. Его можно продлить самостоятельно. Сначала необходимо промыть АКБ, затем залить заново приготовленный раствор.

Помутнение дает окись свинца, находящаяся во взвешенном состоянии. Это говорит о том, что началось разрушение свинцовых пластин. При правильной эксплуатации деталей разрушения образуется немного. Но если допускать падение напряжения ниже 10 В, запускается процесс сульфатации – образования крупных кристаллов солей свинца, которые оседают на свинцовых решетках АКБ и препятствуют прохождению ионов.

Также в процессе эксплуатации снижается степень электролитической диссоциации (способности электролита распадаться на ионы). Продукты коррозии оседают на дно и при осмотре не видны. Но при зарядке происходит активное перемешивание жидкости, поэтому эти мелкие частицы черного цвета становятся видимыми. Помутнение сигнализирует о том, что нужно поменять раствор.

Необходимо отключить аккумулятор от зарядного устройства. Сливать раствор нужно в заранее приготовленную кислотоупорную емкость. Удобнее всего воспользоваться пластмассовым тазом. Сверху на него кладут 2 рейки. Переворачивают аккумулятор и ставят его на рейки так, чтобы не закрывать отверстия, электролит должен стекать свободно. Слить другим способом или выкачать его невозможно, т. к. сепараторы и пластины плотно прилегают друг к другу и заполняют внутреннее пространство банки практически под самую пробку.

Читать еще:  Замена подрамника на шевроле круз стоимость работы

Покачивая АКБ из стороны в сторону, ждут полного вытекания жидкости. Затем аккумулятор переворачивают, заполняют под самые отверстия дистиллированной водой. Переливают старый электролит в другую посуду, прежнюю ополаскивают водопроводной водой, смывая осадок. В чистом тазу будет хорошо видно, есть ли в слитой воде осадок. Затем вновь сливают, теперь уже воду. Если осадок присутствует, процедуру повторяют. Слитый старый электролит нейтрализуют содой и затем утилизируют.

Закончив промывку, заполняют батарею приготовленным новым раствором, ждут 2-3 часа, чтобы пропитались сепараторы. Потом делают цикл заряд+разряд и снова ставят АКБ на зарядку.

Что доливать в аккумулятор: воду или электролит

Даже при правильной эксплуатации автомобиля количество электролита постепенно уменьшается. Без экстремальных нагрузок и при отсутствии неисправностей в электрооборудовании снижение его уровня происходит медленно, за счет испарения воды из раствора.

В этом случае доливают дистиллированную воду до меток при их наличии. Если же таковых не имеется, смотрят, чтобы сепараторы полностью находились в растворе, были погружены в жидкость на 1 см. Через 1,5-2 часа после добавления проверяют ареометром плотность в каждой банке. Выравнивают концентрацию. Для этого с помощью резиновой груши со стеклянной трубкой (изготавливается своими руками) перемещают раствор большей плотности в те банки, где она меньше.

Если при осмотре автомобиля обнаруживаются маслянистые пятна вокруг пробок аккумулятора – значит был выброс жидкости. В этом случае добавляют раствор, по плотности соответствующий региону и времени года. Через 1,5-2 часа делают замер плотности и при необходимости корректируют.

Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в контроле уровня и плотности электролита. Эти параметры нужно проверять ежемесячно. Обязательно делать замеры нужно осенью, перед наступлением отрицательных температур, и весной, с наступлением жаркой погоды.

Есть 3 типа АКБ с жидким кислотным электролитом:

  1. С пробками в верхней части корпуса аккумулятора.
  2. С пробками, закрытыми крышкой.
  3. Аккумуляторы без пробок.

Для доливки в аккумуляторы первого и второго типа нужно вывернуть все пробки из банок, визуально определить, соответствует ли уровень необходимому. Если жидкость не доходит до меток, требуется долить. При отсутствии меток можно воспользоваться чистой сухой палочкой. Аккуратно, чтобы не повредить сепараторы, опускают ее вертикально до блока пластин. Вынимают и замеряют мокрый отпечаток. Если глубина менее 0,5 мм – пополняют, используя воронку или пипетку Мора (стеклянную трубку с расширением и резиновой грушей на конце) для большей точности.

Как разобрать АКБ, чтобы долить электролит

Необслуживаемые аккумуляторы разборке не подлежат. В АКБ без пробок доливка не требуется. Двойная крышка устроена так, что испарившаяся вода конденсируется на ее поверхности и стекает обратно в батарею. Залитое при изготовлении количество жидкости рассчитано на весь срок службы аккумулятора. Если наблюдается критическое падение емкости, АКБ нужно заменить.

После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор

После промывки и замены раствора следует зарядить АКБ малым током 1,5-2 А до полной зарядки – напряжения на клеммах свыше 14 В и продолжительного (свыше полутора часов) кипения жидкости во всех банках. Полная зарядка также определяется нагрузочной вилкой. Показания этого прибора должны быть выше 10 В. Измерениями нагрузочной вилкой злоупотреблять нельзя, это приводит к старению свинцовых решеток.

Затем следует разрядить батарею до напряжения на клеммах около 10 В, не ниже. Подключают автомобильную лампочку (желательно от главных фар) к клеммам. Разряд должен идти так же медленно, как и заряжание. Периодически проверяют напряжение. При падении показателя до 10,5-11 В АКБ снова ставят на зарядку согласно рекомендациям завода-изготовителя.

Стоит ли производить замену электролита в аккумуляторе?

Аккумуляторные батареи (далее АКБ) имеет любой автомобиль. Это основной элемент системы электрооборудования транспортных средств и многих других технически сложных устройств. АКБ служит источником электрической энергии для бортовой сети машины с остановленным двигателем, а также используется для запуска мотора. Срок службы данного устройства не велик, зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания. Среднестатистический аккумулятор полноценно работает на исправном автомобиле 5-6 лет. Для продления срока службы устройства иногда производят замену электролита.

Основы эксплуатации и обслуживания

Автомобильная аккумуляторная батарея собрана из шести аккумуляторов, последовательно соединённых электрически. Каждый аккумулятор имеет свою ячейку — «банку». Все шесть банок обобщены единым пластиковым корпусом. Аккумулятор представляет собой набор чередующихся положительных и отрицательных пластин, опущенных в электролитический раствор. Этот раствор изготовлен из серной кислоты, путём её разбавления химически чистой водой до плотности 1,28 г/см 3 . Отрицательные пластины (аноды) состоят из диоксида свинца. Положительные пластины (катоды) отлиты из свинца.

При отдаче электроэнергии происходит химическая реакция разложения диоксида свинца серной кислотой с образованием сульфата на катоде. Во время зарядки идёт обратная реакция. При разряде плотность электролита уменьшается ввиду расхода серной кислоты. Процесс зарядки восстанавливает кислоту, плотность раствора повышается. От качества электролита зависит продолжительность жизненного цикла аккумулятора и АКБ.

На современные автомобили устанавливаются малообслуживаемые или необслуживаемые батареи. Буквенные знаки индекса батареи означают:

  1. N – нормальный расход воды.
  2. L – малый расход воды.
  3. VL – очень малый расход воды.
  4. VRLA – малый расход воды с клапаном регулировки.
Читать еще:  Замена шаровой на киа венга

Самые популярные батареи индекса VL при нормальных условиях эксплуатации на исправном автомобиле не требуют добавления воды на протяжении всего срока эксплуатации.

Необслуживаемые батареи не имеют пробок в аккумуляторных банках, их можно определить по индексам GEL или AGM в наименовании. Они заправлены электролитом гелиевой консистенции или связанной жидкости, заключённой между пластинами в специальном стекловолоконном материале. Такие устройства имеют высокую стоимость и большой ресурс и не предназначены для доливки или замены электролита.

Замена электролита у современных АКБ, эксплуатирующихся на исправных транспортных средствах, не требуется. Батарея заправляется электролитом при вводе в эксплуатацию, с ним служит весь срок, вплоть до утилизации. Владелец только контролирует, при необходимости регулирует плотность и уровень электролита.

В жизни могут возникать ситуации, когда возникает вопрос о замене электролита:

  1. Помутнение раствора с сильной потерей ёмкости.
  2. Стабильное падение плотности до 1,20 г/см 3 и ниже.
  3. Быстрый саморазряд.
  4. Длительная эксплуатация с полусухими пластинами.
  5. Замерзание раствора.

Польза замены электролита в АКБ

В некоторых случаях замена электролита даёт реальный результат, но далеко не всегда. Положительные эффекты могут состоять в следующем:

  • Повышение энергетической ёмкости.
  • Исключение риска размораживания.
  • Увеличение значения пускового тока.
  • Устранение эффекта вскипания электролита и выпаривания воды.
  • Гарантированный запуск холодного двигателя.
  • Исключение доливки.
  • Экономия средств за счет продления срока службы устройства.

Емкость аккумуляторных батарей измеряется ампер-часами, указывающими на значение запаса электрической энергии, который может отдать в электрическую сеть, полностью заряженная батарея. На легковых автомобилях устанавливаются батареи с ёмкостью 55-60 ампер-часов. Это значит, что батарея способна отдавать в сеть непрерывно электрический ток силою в 1 ампер в течение 55-60 часов, или ток в 10 ампер – 5,5-6 часов. Со временем батареи теряют ёмкость, к концу установленного срока службы она расходуется на 80-90%. Замена электролита у такого устройства полезного эффекта не даст. Свежий электролит, залитый в ещё не выслуживший прибор, поможет вернуть ему ёмкость полностью или частично.

Оставление неработающего автомобиля на морозе с разряженной АКБ приведёт к замерзанию электролита и выходу из строя даже новой батареи. Если не треснул корпус и остались неповреждёнными пластины, то замена электролита восстановит работоспособность батареи и снизит вероятность замерзания.

При запуске двигателя батарея отдаёт стартеру ток с силою 100 ампер и более. Качественный электролит нового аккумулятора можно легко испортить доливкой плохой не дистиллированной воды. Значение пускового тока у такой батареи будет минимальным, она не сможет обеспечить запуск холодного двигателя. Замена электролита поможет исправить ситуацию. Исчезнет сопутствующее явление постоянного вскипания электролита при работающем двигателе. Вода из электролита выпариваться перестанет.

Факторы сдерживания процесса

Далеко не всегда мероприятия по замене электролита дают положительный эффект. Известно множество случаев, когда замена раствора приносит только вред устройству.

При нормальных условиях эксплуатации внезапно не прекращает работать ни одна АКБ. Первые признаки недомоганий проявляются постепенно. Когда батарея плохо берёт заряд даже от внешнего устройства, некоторые автовладельцы, в качестве крайней меры, производят замену электролита. Делается это своими силами, либо в мастерской. Многим предпочтительнее самостоятельная замена. Этот процесс всегда сопровождается некоторыми материальными и моральными издержками. Основными из них являются:

  • Трата средств на приобретение материалов и принадлежностей.
  • Необходимость строгого соблюдения мер предосторожности.
  • Низкий уровень вероятности получения положительного результата.
  • Высокий уровень вероятности выхода из строя рабочей батареи.
  • Значительные трудозатраты.
  • Работа в опасных условиях с едкими веществами

Денежные средства необходимы для приобретения свежего электролита, дистиллированной воды, ареометра и других специфических приспособлений. При неосторожном обращении с растворами, можно получить химические ожоги слизистых оболочек носоглотки, глаз, кожного покрова, внутренних органов. Попадание едкого вещества на обычную одежду или обувь неминуемо её испортит.

Самостоятельная замена электролита у АКБ ёмкостью 55 ампер-часов обойдётся владельцу не менее чем в 1500-2000 рублей. Покупка спецодежды и средств защиты приведёт к ещё большему удорожанию процесса. При этом результат может оказаться в лучшем случае нулевым, в худшем — лишит устройство остатков работоспособности. Затраченные средства и время окажутся бесполезными.

Некоторые рекомендации

Замена электролита является процедурой радикального характера, но доступной автолюбителям для исполнения в домашних условиях. В больших автопарках такая работа экономически целесообразна, метод широко практикуется. Автовладельцу нужно хорошо подумать, прежде чем принять решение.

Невозможно добиться хорошего результата при замене электролита:

  1. У отслуживших свой срок батарей.
  2. У батарей, получивших сильные механические повреждения с замыканием или (и) осыпанием пластин.
  3. В устройствах, длительно хранившихся при состоянии глубокого разряда.
  4. У АКБ с сульфатацией пластин.
  5. В батареях необслуживаемого типа.

Некогда не имеет смысла замена электролита у батарей с истекающим сроком службы. Средства, требующиеся для замены, лучше направить на приобретение нового устройства.

Имеет смысл и может дать неплохой результат замена испорченного электролита у относительно «свежих» АКБ, с расходом установленного срока службы не более 50%, эксплуатировавшихся в нормальных условиях на исправном автомобиле.

Как самому заменить электролит в аккумуляторе автомобиля

Исправный аккумулятор — пожалуй, одно из главных условий для беспроблемной работы автомобиля.Как правильно обслужить, произвести замену электролита в аккумуляторе в домашних условиях, а также определить основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации в автомобильном аккумуляторе — об этом и поговорим ниже.

На рынке автомобильных комплектующих имеется два основных типа аккумуляторов — обслуживаемые и необслуживаемые. Достоинства и недостатки — тема отдельной статьи, нам же необходимо определить неисправности каждого из типов и устранить их.

Читать еще:  Какой бензин заливать в рено дастер 1 6

Неисправности АКБ

Одна из основных неисправностей, встречающихся при обслуживании аккумулятора — потеря плотности. Причин в этом случае множество. Старение, сульфатация пластин, неграмотное обслуживание и т. д.

Наиболее часто встречающаяся неисправность — сульфатация пластин. Возникает при постоянном хроническом недозаряде. Для понимания возникновения, немного вспомним курс химии и те процессы, которые происходят в аккумуляторе.

В состав аккумулятора входят свинцовые решетки с расположенным внутри диоксидом свинца. Во время разряда происходит восстановление оксида свинца на катоде и обратный процесс (окисление) на аноде. Проще (хотя и не совсем верно) говоря на плюсе и минусе. В обоих случаях происходит образование сульфата свинца. При этом плотность серной кислоты, входящей в состав электролита падает.

Большинство автолюбителей совершают ошибку — после замера плотности доливают электролит, доводя плотность до необходимого уровня, что приводит к дальнейшей сульфатации и уже выходу аккумулятора из строя. Важно: измерение плотности необходимо производить на полностью заряженном аккумуляторе и нормальном уровне электролита.

Даже если в конструкции аккумулятора имеется индикатор заряда и он показывает, что аккумулятор заряжен, необходимо произвести полную зарядку при помощи внешнего зарядного. Окончанием заряда служит начавшееся выделение газа. И только после этого производить измерение плотности. О том, какая должна быть плотность электролита — смотрите в конце статьи.

В случае, если плотность в норме (1,27-1,29) — достаточно всего лишь довести уровень электролита до рекомендуемого предела.

Если плотность меньше — произвести несколько циклов полного разряда и заряда и только после этого доливать электролит повышенной плотности, доводя значение до необходимого.

В случае, если плотность выше — необходимо добавлять дистиллированную воду.

Для обслуживаемого аккумулятора вопрос о том, как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее не стоит столь критично, как для необслуживаемого. В первом случае для этого предусмотрены специальные пробки. Если их отвернуть, будут видны метки уровня, указывающие какой уровень электролита должен быть. В случае их отсутствия, необходимо доливать электролит или воду так, чтобы они скрывали поверхность пластин, как минимум, на 5-7мм, но не более, чем на 20 мм до уровня среза пробки.

Для необслуживаемого же отсутствие пробок хотя и не является критичным, создает определенные неудобства, особенно при необходимости поменять жижкость. Приходится сверлить отверстия, осуществлять контроль и определять, сколько электролита должно быть и затем запаивать, что весьма неудобно и затруднительно, а поскольку работа производится с достаточно агрессивной средой, то и требует определенных навыков и осторожности.

Смена электролита

Мутный электролит в аккумуляторе — причина, влияющая на необходимость полной замены.

Вариантов помутнения множество. Рассмотрим наиболее типичные.

  • Изначально некачественный электролит или применяемый при доливке
  • использование воды с посторонними примесями
  • повреждение или осыпание пластин
  • короткое замыкание в одной или нескольких секциях

По состоянию электролита в большинстве случаев можно достаточно точно поставить диагноз – что случилось с АКБ.

Так, серый, мутный осадок говорит об осыпании активной части, более темный, практически черный – о некачественной серной кислоте или воде, входящей в состав электролита. Оттенок от коричневого до темно-коричневого – коротком замыкании.

Важно: при осыпании или коротком замыкании пластин смена не приводит к желаемому результату. В этом случае необходимо производить ремонт поврежденных банок, что возможно только при наличии специального инструмента и соответствующих навыков.

Для замены некачественного электролита необходимы:

  • шприц или груша для удаления старого электролита
  • емкость для сбора
  • дистиллированная вода
  • ареометр
  • воронка
  • качественный электролит необходимой плотности

Наиболее часто встречающаяся ошибка – желание побыстрее слить старую жидкость. Для этого многие пользователи просто откручивают пробки обслуживаемого аккумулятора и переворачивают его. Последствия таких действий могут быть весьма печальны – в 50% случаев аккумулятор перестает работать, поскольку скопившиеся внизу частицы активного вещества, выпавшие в осадок во время эксплуатации, попадают между пластин, что приводит уже к короткому замыканию. Для того, что не повторять чужие ошибки, ниже представлена пошаговая инструкция по самостоятельной смене:

  1. При помощи груши или ареометра большой емкости удаляется старый электролит.
  2. В пустые секции заливается дистиллированная вода и легкими покачиваниями перемешивается с остатками старого.
  3. Процесс промывки продолжается до тех пор, пока дистиллированная вода не станет прозрачной.
  4. Заливается новый, несколько более низкой плотности, чем требуется.
  5. Аккумулятор ставится на зарядку.
  6. После окончания зарядки проверяется плотность и, при необходимости, корректируется что доливать: воду или электролит.

Температура эксплуатации

Эксплуатация аккумулятора в зимних условиях вносит свои коррективы. И один из наиболее важных вопросов – при какой температуре замерзает электролит.

Так, минимально необходима плотность эксплуатации аккумулятора при температурах до -30 Цельсия должна составлять не менее 1,29. а при более низких – до 1,32. Поэтому, при любых несоответствиях плотности, правильным будет долить концентрат (серную кислоту).

Обусловлено это тем, что электролит меньшей плотности просто-напросто замерзнет, что приведет к неработособности аккумулятора, поскольку все химические процессы остановятся. Повышение плотности снижает точку замерзания. Ну а в случае возникновения вопроса: замерз электролит в аккумуляторе: что делать? Ответ один – отогревать и надеяться на то, что образовавшийся лед не разрушил пластины. В противном случае либо ремонт, либо полная замена аккумулятора.

Ниже приведена таблица плотности электролита в аккумуляторе зимой и летом:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector